Tyrnyauz: gorod, ljudi i doma

Тырныауз: город, люди и дома

Когда я искала жильё в Тырныаузе для себя, я рассчитывала остановиться на неделю-две, также рассматривала варианты посуточно. Все статьи, что нашлись на форумах в сети, убеждали, что город надо объезжать стороной, что здесь страшно, опасно, валяются кучи мусора. А вот если проехать чуть дальше, читала я на одном сайте, то будут и клубы, и бары и много подобного веселья, к которому, видимо, так привыкли люди мегаполисов и никогда не были в обычной русской провинции, где всё немного иначе. Между тем, Тырныауз — транзитный город, расположенный в Баксанском ущелье вдоль реки Баксан и федеральной трассы на Эльбрус.

Жилье в Тырныаузе

Совсем недавно город жил силами вольфрамомолибденового завода, где трудились сотни местных жителей. Так вышло, что завод прекратил свою деятельность, остатки производства растаскивают и продают и по сей день. Начитавшись в интернете ужасов про город, мы с опаской вглядывались в окно маршрутки в ожидании огромных куч мусора. А видели бесконечной красоты горы, реку, лес. Стада животных ходят по дороге — это их территория. Мы проехали до остановки рядом со спортивным центром «Геолог», еще ее называют «круг», это уже на выезде из города.

На остановке в Тырныаузе нас встретила Ирина, с которой я заранее познакомились на Couchsurfing. Пожалуй, она единственная, кто зарегистрирован на CS из Тырныауза, за что ей огромное спасибо, ведь ехать в незнакомый город, который окутан слухами и легендами в особенности интересно. Ирина преподаватель английского языка и также как мы работает удалённо. Жизнь Ирины сложилась таким образом, что один дом её дожидается в Норвегии, а второй, где она родилась — в Тырныаузе, здесь она и сдаёт квартиру туристам. На улице Энеева, в Баксанском ущелье, между двух огромных и красивых гор мы и кинули рюкзаки. В квартире два балкона, выходят на разные стороны улицы-ущелья.

Ирина показала квартиру, от которой мы оказались в восторге, и рассказала, что в магазине «Классик» можно купить настоящее молоко и свежий айран. Позже мы выяснили, что домашние молочные продукты, свежий хлеб, вкусные хычины продают повсеместно. В Тырныаузе огромная конкуренция среди продовольственных магазинов: в каждом доме есть магазин.

Tyrnyauz: gorod, ljudi i doma

Конечно, город выглядит несколько заброшенным, в первый же день я увидела покинутый людьми дом. Многие семьи ушли из города в связи с отсутствием работы. Некоторые открыли свои ЧП, другие работают в Нальчике, кто-то ждёт, когда завод вновь заработает. Мы кинули вещи, заплатили за первую ночь (ещё не были уверены, что останемся) и пошли на поиски домашнего молока.

Прошли по улице Энеева, где играли дети. В Тырныаузе очень много детей и постоянно слышно, как кто-то, как в моём детстве я, кричит под окном: «Бабуля, хлеб ещё не привезли». Или наоборот: «Владик, иди обедать!» В магазине продают поштучно яйца, отрезали столько хлеба, сколько попросили — простые человеческие отношения между людьми бросаются в глаза с первого взгляда. Разве встретите подобное в большом городе, где всё есть… кроме человеческого тепла, о котором многие в гонке за материальными «благами» забыли. Совсем другое впечатление складывается от людей в Балкарии: добрые, отзывчивые, всегда готовы помочь, подсказать. Многие продают квартиры в Тырныаузе в надежде уехать. Двухкомнатная квартира стоит от 400 тысяч рублей. Это дешевле, чем во многих провинциях России. А ведь кажется, что из Тырныауза мог бы получиться отличный туристический город.

Удивила парковая территория города. Как-то рано утром мы взяли с собой кофе, пончики и решили позавтракать на местной горе. Если пройти через парк, то можно найти родник и тропу наверх. В парке мы нашли много костровищ, скамейки из больших камней — у меня глаза горят, здесь мог бы быть отличный кемпинг, но его нет. Мы поднялись по тропинке, нашли залитую солнцем сквозь трещины скалы, поляну и расположились там. В лесу оказалось нереальное количество пауков, словно они здесь собрались на нерест. На спуске я хотела подойти к роднику, но на нас обратила внимание свора бродячих собак. Откуда-то из кустов полетел камень — местная женщина прогуливалась и решила нас защитить: «Кидайте в них камни, их здесь 15 штук!» — кричала женщина и не понимала, почему мы не кидаем в собак камни. Собаки проорались, крупные псы тут же довольно улеглись на поляне, а мелкие, как и свойственно шавкам, обсуждали нас ещё какое-то время позади с лаем и высунутыми языками. Так что имейте в виду: в Тырныаузе на выезде отличный парк для пикников, но бегает маленький сюрприз в виде 15 бродячих собак, которые в сущности опасности не представляют. Да, в каждом городе есть такие собаки, ничего примечательного.

Tyrnyauz: gorod, ljudi i doma

Другие жители спешат облагородить дворовые площадки и дороги. В местной газете «Эльбрусские новости» даже есть интересная, жалко чёрно-белая, рубрика, где журналисты размещают фотографии с изменениями в городе, либо отчитывают горожан за бездействия. К примеру, в нашем дворе на маленьком кирпичном здании краской написано: мусорка у котельной — ну ни забота ли об окружающей среде. В газете видела объявление о покупке поля вместе с капустой. Оказывается, местные жители выращивают и продают капуста, а на вырученные деньги могут даже машину купить. А по улице Энеева удивил красиво оформленный палисадник. Таким образом, складывается впечатление, что Тырныауз самый обычный провинциальный городок, но с огромными плюсами:
— горный воздух,
— очень вкусная вода из крана, которая берёт своё начало в местных ледниках,
— рядом с городом множество интересных ущелий, таких как Адыл-Су и Адыр-Су,
— недалеко расположилось южное Приэльбрусье: Терскол, Азау куда каждый день из Тырныауза отправляется автобус.

Tyrnyauz: gorod, ljudi i doma

Как оказалось уже позже, в городе многие сдают квартиры посуточно и на длительный срок. Продавец в одном из продуктовых магазинов была уверена, что мы нашли жилье на Авито, но лично я никогда не обращаюсь за помощью к этому сайту, так как мою личную страницу взламывали и от моего лица что-то продавали. Для аренды жилья за границей или в России мы всегда пользуемся сайтом Airbnb, либо находим апартаменты на проверенном временем booking.com, на котором, как оказалось, Ирина тоже разместила объявление о сдаче квартиры в Тырныаузе.