Хочу рассказать о своем первом опыте использования карты Яндекс-Денег, которая появилась у меня совсем недавно. Пока мы были в России, в Челябинской области (в июне — начале июля), решила наконец заказать ее. Эмитентом карты является партнер Яндекс-Денег — банк «Тинькофф Кредитные Системы». Пришла карта довольно быстро, где-то в течение недели, несмотря на то, что пересылка идет через Почту России. Симпатичная карта, черного цвета, матовая, именная Gold MasterCard, с чипом, поддерживает технологию PayPass, бесплатное обслуживание — три года! А так как я идентифицированный пользователь ЯД, то могу не только платить по этой карте, но и снимать наличные в банкоматах по всему миру. В общем, радости моей не было границ… пока я не решила опробовать карту в действии.
Недавно мы покупали авиабилеты сразу у двух популярных европейских лоукост-авиакомпаний: Wizz Air и Ryanair. Причем воспользоваться услугами этих компаний нам пришлось впервые. Wizz Air – это венгерская лоукост-компания, а Ryanair – ирландская очень крупная бюджетная авиакомпания.
В общем, сама покупка билетов прошла успешно, деньги с Яндекс-кошелька списались, компании прислали на почту подтверждения с номерами бронирования (кстати, очень интересная особенность европейских лоукостеров — регистрироваться на рейс и распечатывать посадочные талоны нужно самостоятельно, иначе придется доплачивать в аэропорту за это дополнительные деньги). Процесс оплаты прошел по защищенной технологии (с подтверждением по смс).
А на следующий день я обнаружила, что с моего счета в Яндекс-Деньгах списались дополнительные 355,65 р. в магазин Rayn Air. Ну, думаю, ладно, про курсовую разницу я знаю, наверное доллар подскочил и обработка транзакции завершилась по новому курсу. Но все равно, очень неприятно.
А вчера еще 103,19 р. «уплыли» в магазин Wizz Air. И самое интересное, что счет ушел в минус! Как такое возможно? Я стала разбираться. Неприятно, когда деньги со счета уходят без твоего ведома. Первым делом я решила проверить BIN карты (о том, что это такое и как его проверять, я прочитала в блоге Кирилла Потапова, спасибо ему за эту статью). Мои предположения подтвердились, оказалось, что карта Яндекс-Денег — кредитная. Об этом нет ни слова у них на сайте.
Они пишут много хорошего о карте, и, может быть, плюсы у нее действительно есть (например, ее можно получить находясь в любой стране, а не только в России). Но я делаю вывод, что использовать эту карту нужно с осторожностью, и желательно на территории России. То есть, чтобы покупки совершались не в валюте, а в рублях. Потому что, конвертация валют сначала проходит по внутреннему курсу MasterCard, а потом платеж обрабатывает ТКС Банк. На сайте Яндекса я откопала интересную строчку: «Обратите внимание: внутренний курс ТКС Банка всегда отличается от курса MasterCard. Поэтому, когда обработка завершится, с вашего счета спишут (или зачислят на него) дополнительную сумму». Я лично очень сомневаюсь, что банк когда-нибудь зачислит разницу, если курс изменится в пользу покупателя. Поэтому использование карты Яндекс-Денег за рубежом обречено на постоянные «сюрпризы» — дополнительные списания курсовой разницы.
Татьяна, спасибо за рассказ об использовании карты Яндекс-денег. Приятно, что моя статья пригодилась 🙂
Дам несколько комментариев относительно этой карты.
Она действительно удобна для тех, кто пользуется электронным кошельком Яндекс-деньги. Но вот применять ее для чего либо кроме оплаты товаров и услуг не рекомендуется!
За снятие наличных в банкомате будет комиссия 3% + 15 рублей (но не меньше 100 рублей). Такую же комиссию придется заплатить и за перевод денег на другую банковскую карту или пополнение электронных кошельков (за редким исключением).
Курс конвертации валюты в ТКС Банке (а соответственно и по карте Яндекс-Деньги) не самый выгодный среди банков. На данный момент он составляет Курс ЦБ + 2%. Но если операция совершается не долларах США и не в евро, то сначала происходит конвертация из местной валюты (баты, кроны, юани и др.) в доллары по курсу MasterCard, а потом из долларов в рубли по внутреннему курсу ТКС Банка.
То что по BIN карта определяется как кредитная не влияет на ее возможность уйти в минус. Такая ситуация (как у Вас в статье) возможна и по обычной дебетовой карте любого банка. Это называется технический овердрафт. Такой ситуации лучше избегать и не совершать покупки в валюте без запаса средств на счете.
Кирилл, вам спасибо за ценные дополнения. Расскажите, пожалуйста, в двух словах, почему желательно избегать технического офердрафта? И если кредитная карта уйдет в минус, начнут ли начисляться проценты на задолженность?
В некоторых банках при возникновении технического овердрафта, сразу же начисляются большие проценты на сумму этой задолженности. Возникнуть он может при изменении курса валюты в большую сторону к моменту окончательного списания средств со счета карты (как в вашем случае), при начислении комиссии банком (например за годовое обслуживание), при покупке, которая производилась по карте без авторизации (одобрения вашего банка на покупку — так бывает на терминалах без онлайн связи с банком — например, на борту самолета).
Если же карта кредитная, то скорее всего у нее есть льготный период, в который проценты на задолженность не начисляются, и по ней можно ненадолго уходить в минус без потерь.
Спасибо, интересная статья!
Спасибо, очень полезная заметка.
У меня в 99% случаев изза курсовой разницы деньги списываются, однако был как минимум один раз когда деньги вернули.
У меня тоже один раз была ситуация, когда деньги (курсовую разницу) на карту вернули — что-то около 1,5 рублей 🙂
Что ж, это хорошо! Ваш комментарий вселяет крохотную надежду на возможность получения назад курсовой разницы)))
Подскажите, а можно ли как-то вернуть курсовую разницу после оплаты билетов?
Сомневаюсь, что кто-то захочет вам ее возвращать…
У меня недавно тоже карта в минус ушла, из-за разницы курсов, которые сейчас скачут… На обработку транзакции нужно 5-7 дней, а сейчас курс за неделю может на 10-15 рублей подскочить. Так что надо оставлять на карте запас.
Спасибо, интересная заметка. Не знал, что такое бывает. Теперь «вооружен»)