Дата отправления из Дубровника в город Бар Черногории наконец выбрана. Выбор оказался сложным. Сначала мы собирались в Сплит. Но в Сплите не оказалось подходящего жилья. Позже квартиру нашли, но я обнаружила, что зимой из Сплита не ходят паромы в Анкону. А планировали поездку в Италию. Отпал вариант проехать вокруг Хорватии по суше, потом через Словению и въехать в Италию. Не позволило время.
Итак, утром 18 декабря мы проснулись, позавтракали овсяными хлопьями с йогуртом, попрощались с Наташей. Она сдавала нам летнюю комнату зимой в Дубровнике. В декабре мы грелись инфракрасной батареей и теплым воздухом из кондиционера. Днем на улице воздух прогревался до 18-ти градусов. Мы отдали ключи от комнаты, и вышли на дорогу. Машины шуршали в сторону Черногории и Сплита. Туда-сюда, туда-сюда. Прошли пару сотен метров вперед и остановились неподалеку остановки Dubac.
Дубак — город в горной Боснии и Герцеговине.
Не знаю, холодно ли там или тепло, но слово «дубак» провоцирует мороз по коже. Я обрадовалась, что мы едем автостопом вдоль побережья Средиземного моря, и в данный момент на меня сверху проливается теплое солнце. Расстояние от Дубровника до Бара мы проехали автостопом тремя машинами. За рулем первой сидела белокурая кучерявая девушка с открытым взглядом, которая провезла нас километров 5. Она без остановки болтала: «Русские не знают английский, не учат чужие языки». Я сразу замолчала. Когда боишься сделать ошибку в английском, подобные фразы действуют как не выключенный кран в ночи. Вскоре мы вышли.
До границы с Черногорией оставалось минут двадцать. Водители притормаживали каждый раз, как подъезжали к нам. Я сразу реагировала и подкидывала рюкзак на плечи. Через время я обратила внимание, что каждый, кто притормаживает, крестится и едет дальше. Здесь так принято. Каждый раз, где ты видишь крест или часовню — креститься. Так же было в Черногории и Сербии. Я сразу и не заметила, что за моей спиной, чуть вы в горах, расположена часовня. Я еще не знала, к чему нас приведет это путешествие.
И вот мы уже едем с кровным черногорцем. На заднем сиденье детское кресло, крошки булок, раскиданы бумаги формата А4 с синими печатями. Словно здесь искали вещь, но так и не нашли. Я села в хаос чужой жизни и вглядывалась в человека за рулем. Из уважения к нам он включил радио на русском языке. Нравится ли ему эта музыка? Мне же кажется балканская музыка зажигательней, чем русская эстрада. Я сообщила водителю, что подобный жанр меня раздражает. И да, он включает Abba. С тех пор песня «I have a dream» Аббы стала любимой песней на жизни вперед. Мы вышли за Тиватом, вблизи города Бечичи. Обогнули дорожное кольцо. Я сделала пару фотографий.
Это было начало зимы в Черногории. Тучи только сгущались над горами. И ближе к обеду заморосил дождь. Остановилась белая машина. Не помню марку. Но водитель вспомнил нас! Мужчина сообщил, что прошлой зимой мы с ним уже ехали в том же направлении. Мужчина в строгом костюме уговаривал остаться в Баре и работать вместе с ним, развивать туризм в Черногории, привлекать русских. «Мало ли русских в Монтенегро?» — спросила я и подумала, что стоит здесь снова пожить. Русских везде мало.
Дождь пошел сильней. В Бар мы приехали шустро, как ветер. Солнце еще освещало верхушки домов.
В местном кафе «Есенин» было тихо. Выделялись отчетливо русские голоса. Семья из трех человек: мужчина под два метра еле помещался за столом, не менее пышная жена ёрзала и крутила крыло курицы в руках, и чуть меньше в размерах дочь громко рассуждала за обедом о курсе евро. Даже собака лаяла с русским акцентом.
До парома из Бара в Бари оставалось еще три часа.
В воздухе застряло холодное горное облако. Меня подмораживало.
«Пойдем в магазин за горьким листом и шоколадом?» — Предложила я в надежде согреться. Горький лист в Черногории —необыкновенная настойка. Этот бальзам излечивает грипп, паразитов и аллергию. Так говорят черногорцы. Мне же нравится вкус. Горько-сладкий и отдает полынью. А я с детства знаю, что полынь — вкус здоровья. Мы с бабушкой собирали интересные травы и готовили эликсиры. Мы делали мыло для бани, настойку для суставов деда.
Я обнаружила в магазине шоколадки со скидкой и взяла в дорогу 6 штук. Молочный — на утро с черным кофе, горький — на ночь, если придется бодриться. Мы брели вдоль Средиземного моря и слушали, как уходит время. Оно уходило прочь. И в то же время, с гудками пароходов зазывало нас в будущее завтра.
Добавить комментарий